Дышим правильно - говорим легко
Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, чёткая и ненапряжённая артикуляция.
Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание – это управляемый процесс. Наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-рёберное дыхание, при котором активна нижняя, самая ёмкая часть лёгких.
Проверить и проконтролировать собственное дыхание может каждый. Для этого нужно положить свою ладонь на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются.
Вдох при речи короткий, лёгкий. Выдох – длительный, плавный. Большое значение при говорении имеет рациональный способ расходования воздушной струи. У детей с нарушениями речевого развития, как правило, страдает и речевое дыхание, его объём, сила, правильность расходования выдыхаемого воздуха.
Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, тренировка дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно, в комплексе.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлинённым, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине высказываний.
Упражнения для развития дыхания
- «Тыква»: положить руку себе на живот, вделать вдох носом – надуть живот, выдох ртом – живот сдувается. Плечи не поднимаются.
Загадка: жёлтая курица под забором дуется. (тыква)
- Пропевание гласных звуков: сделать вдох носом, не поднимая плеч, на выдохе петь гласные звуки: а о у э ы и, пока не кончится воздух.
- «Фокус»: сдувать с носа кусочек ваты. Язык загнут к носу, плечи не поднимаются, щёки не надуваются. Кусочек ваты должен подлетать вверх, а не вперёд. Это упражнение способствует постановке звука Ш.
- «Свисток»: вдох носом, на плавном выдохе длительно, монотонно свистеть, не напрягая губ.
- Сдувать с поверхности стола лёгкие предметы: бумажные комки из салфеток, кусочки бумаги, шарики от настольного тенниса. Щёки не надуваются, плечи не поднимаются.
- Пускание мыльных пузырей, поддувание ветряков, бумажных полосок и т.д.
- Гусь»: вдохнуть носом, на выдохе
наклониться вперёд, отводя
руки назад с произношением
звука Ш-Ш-Ш…
- «Тридцать три Егорки»: повторить слова
Как на горке, на пригорке (вдох)
Стоят тридцать три Егорки (вдох)
Раз – Егорка, два – Егорка, три – Егорка
Постепенно увеличивая количество Егорок на 1-2. |